Воскресенье, 19.05.2024, 04:29
Международная постоянная научная Интернет-конференция
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи конференции 2010 [3]
Статьи конференции 2011 [1]
Статьи конференции 2012 [0]
Статьи конференции 2013 [1]
Статьи конференции 2014 [0]
Статьи конференции 2015 [0]
Поиск
Главная » 2011 » Сентябрь » 27 » Иванова Л.Ф. Информационное обеспечение культурного туризма в Республике Татарстан.
19:20
Иванова Л.Ф. Информационное обеспечение культурного туризма в Республике Татарстан.

 Иванова Лилия Фатыховна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории, культурологии и архивоведения Казанского государственного энергетического университета

 Информационное обеспечение культурного туризма в Республике Татарстан 

(24.00.01 – теория и история культуры) 

Культурный туризм представляет собой одну из наиболее интересных современных форм досуга, играющих заметную роль в расширении общих знаний и, в частности, культурной эрудиции человека и переживает сегодня новый этап развития благодаря неуклонному углублению процессов глобализации и созданию единого информационного общечеловеческого пространства, ведущих к устойчивому росту интереса людей к культурам мира, мультикультурации, рас­ширению международной торговли предметами массового потребления, развитию скоростного транспорта, связи, а также всей системы организации, обеспечения и обслуживания туристических поездок. Мировая практика конца ХX – начала XXI столетий свидетельствует, что культурно-познавательный туризм все заметнее превращается в мощный инструмент осуществления диалога между цивилизациями как в социокультурном, так и в экономическом отношении.  

Культурный туризм, как деятельность, находящаяся на пересечении гуманитарной сферы и сферы бизнеса, является одним из наиболее перспективных направлений экономического и культурного развития Российской Федерации, в том числе и Республики Татарстан. Основная сфера нововведений в культурном туризме связана с использованием информационных и коммуникационных технологий. Основным предназначением информационных технологий является удовлетворение информационных потребностей субъектов всех отраслей деятельности, в том числе, и туристской, современное развитие которой требует своевременного обеспечения необходимой информацией. Оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность работы в этой области.

 В соответствии с федеральными и республиканскими программами по развитию туризма [1;2] предусмотрено создание единой системы информационного обеспечения в области туризма, в том числе создание единой туристско-информационной сети России и ее интеграции с аналогичными международными системами. Предполагается формирование банков данных по отечественным и зарубежным фирмам, турам, маршрутам, транспортному обеспечению и средствам размещения туристов, а также создание информационной базы по туристским объектам всероссийского значения.
 
Полноценная интеграция России в мировой туристский бизнес требует скорейшей реализации регионами, в том числе и Татарстаном, сформулированных в программе задач и является необходимым условием создания и продвижения современных туристских продуктов, новых культурных маршрутов. Туристский потенциал Республики Татарстан для активного развития культурного туризма огромен: богатое историко-культурное наследие и древние традиции, условия для проведения спортивно-оздоровительных мероприятий и активного отдыха, разнообразные пути сообщения с другими регионами страны. Между тем основная проблема заключается в отсутствии должного информационного обеспечения культурного туризма, адекватной туристской познавательной информации о Татарстане, как в пределах России, так и за рубежом.   
  
В качестве одной из актуальных проблем на сегодняшний день можно выделить проблему информационного сопровождения культурного туризма, слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет, необходимости разработки технологии информационного обеспечения культурного туризма, например, создания единого информационного справочника по культурному туризму в Республике Татарстан. Туризм - это уникальная отрасль народного хозяйства. При небольших капиталовложениях туризм является одной из самых прибыльных отрасле. Во многих странах мира туризм превратился в передовую отрасль экономики. В 2000 году Всемирная туристская организация зарегистрировала 698 млн. турприбытий в мире, в 2005 году -  900 млн., в 2010 году  - 937 млн., а к 2020 году по ее прогнозам людям предстоит пережить туристский бум, так как число путешествующих приблизится к 1,6 млрд. человек [3]. 
 
 Франция, Испания, США являются на сегодняшний день лидерами по посещению их иностранными туристами. В 2010 году Францию посетило около 76,8 млн. человек - это абсолютный рекорд. В тоже время количество иностранных граждан, въехавших с целью туризма в Российскую Федерацию следующее: 2008 г.- 2,3 млн., 2009 г. - 2,1 млн.       2010 г. - 2,1 млн. человек. По заявлению премьер-министра РФ Владимира Путина, количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, к 2018 г. должно возрасти  до 23 млн. человек, количество россиян, отдыхающих на родине, за это время должно увеличиться в 1,5 раза - с 29 до 45 млн. человек. Премьер констатировал, что в российских городах, имеющих всемирно известные культурно-исторические памятники и природные объекты, туристическая жизнь развивается крайне медленно, а потенциал страны в этой сфере используется лишь на 30% [4].
 
 Но пока Россия в рейтинге конкурентоспособности в туристическом секторе  занимает лишь 59 место из 139 стран. Соответствующее исследование раз в два года проводит Всемирный экономический форум, анализируя ситуацию по 14 показателям уровня развития туристического сектора. В их числе законодательное регулирование, безопасность, приоритетность отрасли, транспортная и туристическая инфраструктура, ценовая конкурентоспособность, бизнес-климат, человеческие, культурные и природные ресурсы. Наиболее сильные позиции Россия занимает по показателям обеспеченности природными и культурными ресурсами (4 и 13 места соответственно).  В то же время эксперты ВЭФ поставили Россию на 122 место по показателям приоритетности для государства туристической отрасли, на 119 - по эффективности маркетинга и брендинга в туризме, на 91 - по государственным расходам на туристическую отрасль [5]. Статистические исследования показывают, что положение туризма в России мало изменилось с 2009 года. При этом до 8 миллионов запросов по теме «Туризм и отдых в России» обрабатывают ежемесячно интернет-поисковики. Эта цифра наглядно свидетельствует о том, насколько становятся востребованными путешествия по нашей стране [6].
 
 Туристический потенциал Республики Татарстан огромен – это удачное географическое положение, реки Волга и Кама, множество малых рек и озёр, лесные массивы, лечебно-оздоровительные факторы природной среды, исторические и памятные места, уникальные традиции двух великих культур. В республике выявлено около 7 тысяч объектов, представляющих культурную ценность: исторические памятники, мемориальные места, музеи,  и другие объекты показа, что может позволить развивать круглогодичный культурный туризм, «изюминкой» которого становится образ Казани, как «места свидания Запада и Востока». Кроме того, в республике более 300 мусульманских и православных памятников истории и культуры, 82 объекта экологического туризма: заповедники, национальные и природные парки, заказники и памятники природы. «Визитной карточкой» татарстанского туризма являются речные круизы. Речные круизы на теплоходах по Волге и Каме  с заходом в Казань и города республики являются всероссийскими маршрутами. Но при всем этом статистика туристских посещений Татарстана тоже оставляет желать лучшего
 
 Культурный туризм играет огромную роль стимула сохранения и реставрации культурного наследия, фактора укрепления международных связей, взаимопонимания между людьми всего мира, предотвращения конфликтов на религиозной почве. Комплексное изучение объектов культурного наследия и активное участие молодежи в продвижении и организации программ развития культурного туризма способствуют повышению образовательного и культурного уровня населения, воспитанию молодежи в духе бережного отношения к культурному наследию всего человечества и обеспечению туристической отрасли квалифицированными специалистами. 
 
 Задача содержания мест исторического и культурного значения для Татарстана остается актуальной. Яркий тому пример  - Старо-Татарская слобода – целый пласт казанской и российской истории, который разрушается день ото дня. Возрождение этого этнографического комплекса способствовало бы закономерному повышению интереса потенциальных туристов к нашему городу. В Казани много мест, которые были связаны с именами известнейших всему миру людей. Комплексное развитие этих мест, создание культурно-исторических зон города в первую очередь необходимо начинать с информирования самих жителей Казани, так как  наследие является не только объектом туризма, но и объектом гордости жителей города, обладающего культурным наследием. Самосознание населения, что они обладают таким богатством, приводит к устойчивому развитию территории. Таким образом, культурно-историческое наследие становится экономическим фактором устойчивого развития города, хотя отношение жителей к имеющемуся наследию прямо зависит от того, какое внимание этому уделяет государство и местные власти. 
 
 Но пока существующие маршруты культурного туризма проходят либо по нескольким "накатанным" местам, либо выглядят как набор несвязанных между собой посещений различных памятников. Экскурсии и по Казани и другим городам Татарстана не разнообразны, многие достопримечательности в малых городах и районах вообще никак не предъявляются туристам, отсутствует информация об их культурном и туристическом потенциале. Слабо задействованы коммуникационные каналы предоставления информации: библиотеки, музеи, архивы, информационные центры, СМИ и пр.Туроператоры практически не занимаются разработкой новых маршрутов, т.к. турфирмам не очень выгодно этим заниматься. Плохо поставлена реклама культурного туризма, никто не занимается разработкой презентационной и сувенирной продукции. Не отслеживается спрос на маршруты. Музеи региона (а именно они являются основными держателями историко-культурной информации и хозяевами многих объектов туристского показа) практически не участвуют в туристской деятельности (за исключением двух-трех крупных музеев Казани и других городов республики).
 
 Для того, чтобы адекватная туристская познавательная информация о Татарстане, как в пределах России, так и за рубежом, была доступна и понятна, необходимо  должное информационное обеспечение. Но в качестве одной из важных проблем остается проблема слабого применения рекламно-коммуникационных технологий Интернет и необходимости разработки технологии информационного обеспечения культурного туризма, например, создания информационных справочников по культурному туризму.
 
 В целях решения задачи по разработке модели построения информационной системы культурного туризма в регионе  для повышения интереса к республике необходимо определить информационные потребности субъектов туризма, а они, как отмечает в своем исследовании А.Н. Барабанова, находятся в тесной взаимосвязи со следующими видами туристской деятельности: 
-  практической; 
 - общественно-любительской; 
 - организационно-предпринимательской; 
 - научно-образовательной; 
 - деятельностью по осуществлению государственного регулирования туристической отрасли. 
 
 Основными категориями пользователей информации являются: 
 - собственно туристы; 
 - приезжающие с деловыми целями; предприниматели сферы туризма; 
 - студенты учебных заведений туристического профиля, и в целом, гуманитарной направленности; 
 - преподавательский состав высших и средне-профессиональных учебных заведений туристического профиля; 
 - научные сотрудники, слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки; должностные лица и представители власти. 
 
 Субъектами туризма востребована: 
 - законодательная, 
 - нормативно-правовая, 
 - экономическая, 
 - научно-техническая, 
 - методическая, 
 - библиографическая, 
 - учебно-методические материалы, 
 - печатные  электронные учебники, 
 - информация страноведческого и краеведческого характера, рекламные сообщения и др. [7].
 
 По частоте использования и доступности коммуникационных каналов большая часть потребителей туристской информации используют Интернет. Значимыми показателями  потребления информации, конечно же, являются достоверность, полнота, стоимость, оперативность и конфиденциальность информации. Интернет используется практически во всех основных бизнес-процессах внутри туристической компании, начиная от поиска и привлечения клиентов и заканчивая формированием туристического продукта в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента.
 
Анализ существующих информационных сайтов по Татарстану и Казани: сайтов общего назначения с туристскими разделами (http://www.tatminmolsport.ru/; http://mdmst.tatar.ru/; http://gokazan.ru/; http://www.kzn.ru/), специализированных туристских порталов и сайтов (http://www.tattravel.ru/;  http://www.intat.ru/; http://www.turizmkazan.ru/; http://www.vipkazan.ru/), сайтов фирм-туроператоров и туристических агентств, сайта Ассоциации Туристских Агентств РТ (http://www.atart.ru/index.php), сайтов музеев, библиотек, заповедных зон  и историко-культурных территорий (http://rt-museum.narod.ru/) продемонстрировал как положительные стороны, так и множество отрицательных моментов, таких как разрозненность и неполнота информации, отсутствие информации на иностранных языках, отсутствие ссылок на личные сайты музеев, личные страницы путешественников и персональные сайты гидов, отсутствие единого информационного справочника по культурному туризму в Татарстане с интересным, достоверным, полным, увлекательным, оригинальным материалом, при создании которого будут задействованы специалисты в области истории, искусствоведения, краеведения, памятниковедения, этнографии, фольклористики и т.д. Одним из путей решения проблемы информационного сопровождения культурного туризма является создание и функционирование сервера «Республика Татарстан - Культурный туризм». 
 
 Творческий подход к данной разработке приведет к созданию единого информационного комплекса. Помимо традиционных страниц, предполагаемых на такого рода сайтах, и присутствующих разрозненно на проанализированных существующих сайтах (специализированных туристских и др.), могут присутствовать страницы в форме иллюстрированных познавательных путешествий по районам и городам Татарстана, с фрагментами художественных, декоративно-прикладных, литературных, музыкальных произведений, списком «интеллектуальной библиографии», описанием памятников истории и культуры, актуализирующем проблему сохранения и популяризации культурно-исторического наследия и разработки новых культурных маршрутов. И, конечно, детальная информация, необходимая туристам и туроператорам по инфраструктуре города. Справочник «Республика Татарстан - Культурный туризм» должен содержать коллекцию ссылок на туристские ресурсы, музеи, библиотеки, архивы, национальные рестораны, ресурсы в сети Интернет, справочные материалы с указанием их сайтов, адресов, конкурсы, викторины, фотогалереи и видеогалереи. Обязательно присутствие статической и динамической информации на странице «Единый календарь турсобытий Республики Татарстан». А информационное описание существующих маршрутов и эскизы новых культурных маршрутов должны включать концепцию маршрута, последовательность объектов и логические связки между объектами в рамках данного маршрута, обеспечивающие его содержательную целостность. В электронном виде маршруты могут выглядеть как виртуальные экскурсии. 
 
 Сайт, представленный на нескольких языках (английский, русский, татарский и арабский) может состоять из следующих разделов: «История», «Культурная сеть», «Природа», «Культурно-историческое наследие (материальное и нематериальное)», «Деятели», «Гостевая книга», «Фотоальбомы». Карта, на которой показано административно-территориальное деление Татарстана, будет иметь ссылки с карты и с текста на информацию по географическому расположению, истории, культурным маршрутам районов и отдельных городов. Для информационного обеспечения событийного туризма на главной странице должен быть представлен единый календарь событий, который включает в себя праздники, фестивали, юбилейные даты, презентации книг, открытия памятников, объявления о сборах в краеведческие  и спортивные походы и т.д. Данный календарь турсобытий может быть реализован в виде единой распределенной по районам базы данных с открытым интернет-доступом для получения и занесения информации о различных событиях в сфере культурного туризма. В разделе «Путеводитель» будет реализовываться геоинформационная система сопровождения культурного туризма: представлены карты Татарстана, информация, необходимая туристам (транспорт, гостиницы, базы отдыха, бары и рестораны, контакты туристско-информационных центров, туроператоров и турагентств), материалы о видах туризма в Татарстане.        Представляется необходимость присутствия на сайте информации о статистике популярности сайта - общее количество посещений, данные о посетителях из других  городов России и из других стран).
 
 Индустрия туризма, часто предлагая стандартизированные модели проведения досуга, превращает туризм в рассадник «массовой культуры» с ее обезличенностью и бездуховностью. Противовесом данной негативной тенденции является активное развитие краеведческого туризма, где особенно явно актуализируются традиции и большее приближение к «малой родине», и уже на его базе  -  привлечение турпотоков из разных уголков страны и зарубежья.  Краеведческий туризм, как никакой другой вид туризма, является фундаментальной основой процесса сохранения, укрепления и развития самобытности народа, подчеркивает своеобразие локальных культур и содействует росту патриотизма и интереса к истории и культуре родного края. В условиях диалектического единства глобализации мировых процессов и социально-культурной регионализации именно краеведческий, местный, региональный туризм способствует идентификации, сохранению и развитию локальных культур. Только на основе развитого краеведческого туризма может быть построен грамотно содержательный информационный справочник по культурному туризму  для организации рекламно-популяризационной деятельности культурно-познавательного туризма в Республике Татарстан.
  
Литература:
 1.Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" / Правовая система нового поколения «Референт». URL: http://www.referent.ru/1/184609.
 2.Республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы» / Министерство по делам молодежи, спорту и туризму. URL: http://mdmst.tatarstan.ru/rus/turplans.htm.
 3. Тourest: справочник по туризму. Статистика и аналитика. URL: http://tourest.ru/publ.
 5. Россия продемонстрировала никому не нужную стабильность. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии URL: http://www.ratanews.ru/news/news_10032011_1.stm.
 6.Время отдыхать в России: пресса о проекте. URL: http://www.russianow.ru/content.aspx?st_id=231&ct_id=6216.
 7. Барабанова Н.А. Информационно-библиографическое обеспечение   туристской деятельности:  автореферат дис. ... канд. пед. наук.  Самара, 2010. с. 14-16.
Категория: Статьи конференции 2011 | Просмотров: 40138 | Добавил: rustam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 8
8 LialmWatHairl  
0
http://www.sarvajal.com - viagra

7 tvlhzjq  
0
Neckties might be a good idea for slightly more upscale places, only not in the way you'd wear them in the morning. http://www.isabelmarantsneakersboutique.com/#21749 - isabel marant jenny boot - http://www.isabelmarantsneakersboutique.com/#95981 - sneakers isabel marant taille , http://www.isabelmarantsneakersboutique.com/#23477

6 StoodyDom  
0
http://gfkdjghfkgjjkhj.com - gfkdjghfkgjjkh

5 oslvlnq  
0
Okay, so if you are going to spend the money on camouflage clothing, it makes sense to purchase garments that are waterproof, and provide an adequate level of insulation for your climate. http://www.cheapmonclercoatsx.com/#12794 - moncler coats on sale - http://www.cheapmonclercoatsx.com/#83528 - moncler sale women , http://www.cheapmonclercoatsx.com/#79451

4 hqkmmpi  
0
It is actually either by yourself or you wished to take the particular jersey for a gift towards your friends. http://www.isabelmarantsneakersboutique.com/#47494 - isabel marant sneakers sale - http://www.isabelmarantsneakersboutique.com/#77888 - isabel marant fall 2012 shoes , http://www.isabelmarantsneakersboutique.com/#38762

3 kymirjx  
0
When in wild places, it is possibly that you will encounter heavy snow; so the jacket has to be waterproof. http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#98519 - moncler vest - http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#18619 - where to buy moncler coats , http://www.cheapmonclerjacketsx.com/#44733

2 Anatoly  
0
Форум SiamRusForum http://forum.taihouse.ru Туристический форум-Создадим для вас форум под любую вашу страну,Все о Таиланде,недвижимость Таиланда,недвижимость Паттайи,психология,психологическая помощь,Бесплатные и платные консультации психологов он-лайн,Магия Таиланда,Буддизм,зарубежная недвижимость,статьи о Таиланде.

1 NemsVeishorse  
0
спасибо за интересный блог

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Персональный сайт научного редактора
  • Электронный научный журнал
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024