Воскресенье, 19.05.2024, 03:19
Международная постоянная научная Интернет-конференция
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи конференции 2010 [3]
Статьи конференции 2011 [1]
Статьи конференции 2012 [0]
Статьи конференции 2013 [1]
Статьи конференции 2014 [0]
Статьи конференции 2015 [0]
Поиск
Главная » 2010 » Сентябрь » 19 » Маликов Р.Ш. Утопический гуманизм казанского поэта-просветителя конца XV - начала XVI в. Мухаммедьяра.
20:16
Маликов Р.Ш. Утопический гуманизм казанского поэта-просветителя конца XV - начала XVI в. Мухаммедьяра.
 

Маликов Рустам Шайдуллович,
доктор педагогических наук, профессор

Утопический гуманизм Казанского поэта-просветителя конца ХV – начала ХVI в. Мухаммедьяра

(13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования)

Мировоззренческие, философские и педагогические взгляды Мухаммедьяра объясняются идеями социаль-ной утопии, которые начали складываться еще в глубокой древности, и как любые иные идейные направления вы-двигались в качестве ответов на запросы существующих общественных устоев. Они появлялись в результате про-тиворечий, существующих в общественной жизни, и в их основе лежал протест против существующих обществен-но-экономических порядков и их отрицание. Сторонники идеи социальной утопии противопоставляли возникший в их фантазии идеальный мир условиям жизни своего времени, тем самым старались изменить свое общество, чтобы осчастливить всех людей путем равноправного и благородного воспитания. Самыми яркими гуманистами, вырази-телями социально-утопических идей были итальянский мыслитель, известный знаток античной философии Витто-рино де-Фельтре (1378-1446), английский мыслитель Томас Мор (1478-1535), французский писатель Франсуа Рабле (1494-1553), итальянский философ и богослов Томмазо Кампанелла (1568-1639).
На Востоке идеи социальной утопии возникли еще раньше. Идеальное общество, обеспечивающее равенство всем своим гражданам, описывается М.Фараби (870-950), Н.Туси (1201-1274), Низами (1141-1209) и др. Социально-утопические идеи об идеальном правителе, о справедливом обществе отразили в своих литературных произведениях также Фирдоуси, Насир Хосров, Джами и Навои.
С восточной литературой, с содержанием социально-утопических взглядов были знакомы татарские мыс-лители, педагоги и поэты. Во многих их произведениях ярко отражаются идеи справедливости и равноправия всех граждан общества. Они более четко и конкретно выражены в произведениях классика татарской литературы XVI в., великого выразителя педагогических идей своего времени Мухаммедьяра.
Мухаммедьяр связал судьбу своей страны с интересами всего передового человечества, свой идеал подчи-нял народным интересам. Именно этим и объясняется яркость его личности и величие как мыслителя. Поэт хотел видеть свою родину развивающейся, обустроенной, а жизнь своего народа – цветущей, богатой и свободной:

Послушайте, если шах поступит справедливо,
Если от справедливости народ обретет волю,
От этого всем достанется доля сполна,
И насладится ею весь народ.

Поэт, таким образом, очень конкретно выражает свои мысли о богатом и новом обществе, в основе которо-го лежит справедливое правление государством.
В первой главе поэмы «Нуры содур» раскрывается смысл справедливого управления страной и объясняется его значение. Мухаммедьяр стремится к тому, чтобы читатель поверил в реальность его социально-утопических идей, поэтому показывает как факт, имевший место в далеком прошлом, как явление реализованное. Для иллюстрации он приводит рассказ о правлении Ануширваном, который управляет государством не один. Ему помогают советники из числа философов и ученых, которые дают наставления о том, как управлять государством и как вести государственные дела. Самый лучший путь правления на основе справедливости выбирается на совете.

Обо всем я вам расскажу, послушайте:
«Поймите, шах всемирный, и рассудите:
Благодаря справедливости обновится страна,
Богатство и довольствие доставят новшества».
Шах всемирный, внемля его словам,
Справедливо начал править Ануширван.

Благодаря справедливости правителя, по мнению Мухаммедьяра, успокаиваются и старшие, и младшие, исчезает разруха, страна процветает, из областей в государственную казну широким потоком течет богатство. Каждый член общества получает свою долю, исчезают гнет и насилие, все довольны, никто не выступает против правителя, в обществе главенствует примирение и гармония во всем.

Справедливостью держал он весь свет,
Справедливостью довольны стар и млад.
Его страна стала благоустроенной,
Пойми, джигит, все стало обновленным.

Выраженное в творчестве Мухаммедьяра стремление к установлению равноправного общества вместо не-справедливого феодального государства путем воспитания положительных качеств у правителя являлось шагом вперед в развитии не только социально-философских и политических, но и педагогических идей в татарской обще-ственной мысли.
Человеческий разум и добрые нравы являются в творчестве Мухаммедьяра силой, способной оздоровить человеческие взаимоотношения и в целом само общество. При условии совершенствования своего разума и нравов, а также справедливого правления можно искоренить и зло, и гнет в обществе. У Мухаммедьяра справедливо и осознанно сделанные поступки ценятся гораздо выше, чем даже соблюдение религиозных требований:

Один час справедливого деяния лучше,
Чем молитва более шестидесяти лет.

Далее он развивает эту мысль о справедливости и дружбе:

Иноверец не разрушит государства,
От угнетенья тяжести падает страна,
Неверие и неверующий лишь себе вредят,
Из-за гнета невыносимо положение в стране.

Главное для него не в том, какой религии придерживается государь, а в его справедливости.
Идея справедливого и мудрого правления во главе с умным правителем отражена в произведениях многих великих писателей Востока и проходит через все средневековье.
Сторонники социальной утопии делят мир людей на два лагеря – злых и добрых, угнетателей и угнетенных, что характерно и для Мухаммедьяра. Он мечтает воссоединить невозможное ради создания справедливого и равноправного мира:

Будут волк и овца вместе воду пить,
Утка и ястреб вместе полетят.

Дружба волка и овцы, утки и ястреба, являющаяся символом социальной гармонии и мирной жизни, воз-можной, благодаря справедливому руководству, отражены в произведениях многих мыслителей-утопистов. Они, стремившиеся превратить идею равенства в реальность, во весь голос говорили о счастье всех людей, всего челове-чества.
Как писал Мухаммедьяр, человек рождается с чистой душой, ему свойственны благородство, мудрость, красота.
По мнению Мухаммедьяра, желания, интересы и убеждения человека должны соответствовать его природ-ному содержанию. Он должен быть благородным и совершать благородные поступки:

Если сам ты благонравный человек,
Не жалей, благородным будь и для людей.

Заслуживают внимания также мысли Мухаммедьяра о женском равноправии, о чем он отчетливо писал:

Не криви перед людьми языком своим и душой,
Будь прям с мужчиной, также и с женщиной.

Таким образом, поэт выступает за равноправие женщин. И не случайно в его произведениях женщины, как и мужчины, совершают добрые дела и проявляют героизм.
Поэт особое значение придает проблеме высокой морали. В его творчестве она занимает даже главенст-вующее положение. Автор воспевает идею гуманизма и любви к человеку во всех случаях:

Кто старше на год – уважай,
Оказывай милость и младшим, и старшим.
Величай старшего, ибо он старший,
Уважай и малого, честь ему оказывай.

Уважительное отношение как к младшим, так и к старшим, – одно из прекраснейших качеств человека; именно эти качества хотел видеть Мухаммедьяр в каждом члене общества.
Прогрессивные писатели-гуманисты средневековья осуждали такие отрицательные качества, как высоко-мерие, самовосхваление, жадность, являющиеся порождением антагонистического строя. Безусловно, и Мухам-медьяр не мог не выразить своего отношения к этим отрицательным качествам. В противовес им он прославляет великодушие, бескорыстие, честность, беззаветную преданность делу служения своему народу. Носители отрица-тельных качеств, те, кто относится к простому народу с ненавистью, подвергаются различным наказаниям и муче-ниям.
Мухаммедьяр стремился осчастливить свой народ в настоящем, земном мире. По его утверждению, человек может стать счастливым лишь благодаря своему разуму, большой созидательной, творческой силе и энергии, сво-бодному труду. Земля для Мухаммедьяра – место свершения благородных и добрых дел, к которым должен стре-миться человек.
По мнению мыслителя, человек призван в этот мир творить чудеса во имя своей счастливой жизни. Как считал поэт, это и есть высший идеал человечества, идеал, который заслуживает особого возвышения, восхваления и уважения.
Идеи Мухаммедьяра, хотя они и социально-утопические, имеют историческое и педагогическое значение. Выступая против существующих порядков, основанных на эксплуатации, он искал пути улучшения жизни народа, верил в победу справедливости. Верил в человека, прославлял его ум, учил ценить его лучшие качества. Примеча-тельно и то, что в творчестве Мухаммедьяра слово «человек» ассоциируется с понятием простой труженик.
Являясь развитием гуманистических идей предшественников, представления Мухаммедьяра об идеальном обществе ознаменовали определенный этап в развитии социально-утопических идей. Утопические воззрения мыс-лителей – представителей этого этапа развития общества, направленные против существующего бесправия того времени, проникнуты историческим оптимизмом и верой в лучшее будущее.
Идеи социальной утопии Мухаммедьяра отражаются в описании одного из главных героев поэмы «Тухфаи мардан» – правителя Харуна. Поэт описывает его могущественным и богатым. «Если б он выставил все свое богат-ство, все шахи стали бы рабами его слов», – описывает поэт его бесконечное богатство. Шах Харун добился при-знания всего общества. Дети ханов рады были считать себя его сыном, от всей души выполняли его просьбу беги, целовали землю малики, ему служили и люди, и джины. Он жил во дворце из золота и серебра, где и земля пахла благовоньем.
Но не это является главным достоинством шаха Харуна. Главное достоинство его в гуманности. Самыми основными в описании достоинств шаха Харуна являются следующие строки поэмы:

Приходивший с просьбой верное решенье находил, –
Исполнял желания он несчастных.
В царстве был величавым,
Славен справедливостью своей.

Такими же свойствами были наделены главные герои поэмы «Кутадгу билиг» Юсуфа Баласагуни и «Кыс-саи Йусуф» Кул Гали – предшественников поэта, творчество которых оказало большое влияние на развитие гума-нистических мыслей Мухаммедьяра. Точно так же, как и шах Харун, герой Ю.Баласагуни элик Кюнтогды был правдивым и справедливым в правлении страной. Такого же правления добивался и правитель Йусуф.
Мухаммедьяр в своей поэме «Тухфаи мардан» тонко проводит идею равноправия всех людей. В ответ на унижения визира Тойгысуна устами Хушнавы он гласит:

«Не говори «велик – я», скажи: «велик – Всевышний»,
Существа мы равные во всем».

Тем самым поэт-гуманист подчеркивает важность понимания каждой личностью своего равноправного места в обществе. На этом поэт не останавливается, развивая мысль о равноправии людей, он доказывает в диалоге между героями ничтожность того, кто возвышает себя перед остальными:

Радуешься, считая себя выше,
В мыслях строишь вонючие планы.
Украшая себя, ходишь
В шубе надутый.
В твоем величье много спору,
Нутро твое злом, грязью полно.
Не будь беспечен ты, о человек,
Днем и ночью место твое у навоза.

Усиливая свою гуманистическую теорию о равноправии людей, Мухаммедьяр дает вполне естественное, биологическое объяснение вопросу о происхождении человека:

Хорошо знай свое происхождение, –
Появился ты из двух мочевых путей;
Сначала образовался из каплей,
Знаю: и остаток тот же твой.

Такое заявление в средневековье, когда все было подчинено религии, а также господствовало религиозное толкование сущности человека, со стороны Мухаммедьяра было смелым шагом вперед.
Эту мысль поэт еще раз высказывает в поэме «Нуры содур». Зазнавшемуся Загиду Всевышний напоминает о том, что он сотворил его из жидкости-семени.
Примером гуманности и равноправия служат мудрые слова визира Чынбиль, которые полны доброжела-тельностью, чувствами дружбы и добрососедства, желанием сотрудничества:

Желаю ему много добра, покоя.
Дружба и верность – мои пожелания.
Да будет он мне другом, как вы,
И пусть всегда на земле существует.

Идеи социальной утопии Мухаммедьяра усиливаются в поэме «Нуры содур». Здесь он посвящает отдель-ную главу восхвалению хана ханов Сахибгерея.
Социальные и личностные качества хана Сахибгерея соответствуют ранее описанным в поэме «Тухфаи мардан» требованиям, поставленным перед совершенной и всесторонней личностью. Так, Сахибгерей, например, является «шахом земли», большой знаменитостью, символом неисчислимого богатства, счастья, хорошей и сытой жизни. Все это достоинства социального положения. А какими же личностными качествами наделен хан Сахибге-рей? Его личностные качества тоже соответствуют требованиям, выдвинутым перед идеальным героем. Он говорит прямо, его речь совершенна, и разум его совершенен, как луч солнца. Он смел, наделен таким героизмом, что его боятся все враги. Он искусно владеет мечом и стрелой. Разумно правит страной, поэтому к нему прислушивались и на Востоке, и на Западе; с ним считались все правители мира; его слова ценили на семи континентах Земного шара. Для описания достоинств справедливого хана Мухаммедьяр не жалеет красноречия:

Шах всей земли, знаменитость, –
Владелец богатства, счастья, довольства.
В разговоре аккуратен, речь совершенна,
Как луч солнца по разуму он.
Велик и богатырь, как лев, он;
Враги движения его боятся.
Дракона меч его сразит,
Стрела же выколет глаза.
Разумно управлял страной, народом,
Словам его внимал Восток и Запад.

По описаниям Мухаммедьяра, в период правления хана Сахибгерея восторжествовала справедливость. Видимо, желая быть верным последователем поэзии Ю.Баласагуни, Мухаммедьяр прямо повторяет ряд строк из его знаменитой поэмы «Кутадгу билиг».

Справедливостью вы прославились, шах,
Здравствуйте вечно на свете этом.
Боясь вашего справедливого приговора,
Сильный никогда не обидит слабого.
Волки и овцы вместе воду пьют,
Утка и ястреб вместе летят.

Мухаммедьяр сам тоже преклоняется перед своим героем. Он просит Всевышнего даровать хану силы для победы над врагами, долговечного правления.
Во вступительных главах поэм прославляется Всевышний и пророк Мухаммед. Здесь в соответствии с ос-новным замыслом поэмы Мухаммедьяр выдвигает на первый план идею праведности деяний пророка в силу их справедливости. Идея справедливости является лейтмотивом всего последующего содержания поэмы, цементи-рующей категорией ее социально-этического содержания.
У Мухаммедьяра категория справедливости – универсальный ключ решения проблем общества. Опираясь на авторитет исламского учения, пророка Мухаммеда и его сподвижников, Мухаммедьяр имеет возможность вы-сказать в поэме свои мысли о современном ему обществе, о соответствии его устройства принципам и нормам ис-ламской морали. При этом Мухаммедьяр использует в качестве образца классическое наследие Востока, с которым он был прекрасно знаком (Ю. Баласагуни, М. Саади, Лутфи, Навои и др.). Особенно примечательна связь поэм Мухаммедьяра с творчеством Алишера Навои – вершинным достижением классической тюркской поэзии. Тщательный анализ влияния Навои на Мухаммедьяра поможет в дальнейшем объяснить и оптимистическую, светлую сторону гуманизма казанского поэта, и суфийские мотивы его творчества с учетом отражения в творчестве Навои мироощущения великого поэта и мыслителя-суфия А.Джами.
Творчество Мухаммедьяра, таким образом, вновь свидетельствует о том, что на всем протяжении классиче-ского периода своего развития тюрко-татарская литература была тесно связана с лучшими традициями прогрессивной персидской и тюркской литературы от Фирдоуси и Баласагуни до Джами и Навои, усваивала и перерабатывала ее общечеловеческие, философские, социальные, нравственные и эстетические ценности и внесла свой вклад в сокровищницу культуры мусульманского Востока.
Мухаммедьяр постоянно подчеркивает воспитательную, наставническую функцию своих поэм, особенно по отношению к власть имущим. Он считает эту функцию художественного слова обязанностью суфия-проповедника: «Выполняя долг дервиша, предназначаю доброе слово обездоленным».
Цель его проповеди – исправление нравов, совершенствование личности, а через это исправление и самосовершенствование – приближение к Богу. С суфийским пониманием своего долга перед людьми, перед мусульманской общиной соотносятся строки, обращенные к Богу с мольбой об отпущении грехов. Ощущение сво-ей вины, греховности особенно характерно для суфийской поэзии.
Таковы некоторые педагогические аспекты поэзии Мухаммедьяра, который раскрыл в своих поэмах все достоинства и ценность человеческой личности, невзирая на его сословное и имущественное положение. В этом заключается истинный демократизм и социальный гуманизм великого мыслителя. Поэт ищет пути гармонизации физического и духовного, земного и божественного, т.е. двух миров, двух субстанций, двух основ человеческой сущности. Раскрытие лучших человеческих качеств, заложенных божественной силой, стремление видеть в каждом человеке личность, достижение земных благ путем собственных положительных качеств, знаний и умений и т.д. были предметом социальных мечтаний утопистов средневековья, одним из представителей которых является и казанский поэт гуманист-мыслитель Мухаммедьяр.
Поэмы Мухаммедьяра «Тухфаи мардан», «Нуры содур», стихотворение «Насихат» вобрали в себя все луч-шее, прогрессивное, которое имелось в педагогической мысли, что было создано до него в тюркских и арабо-персидских первоисточниках.

Литература:

1. Мухаммедьяр. Нур-и содур. Поэмы, стихи. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1997. – 336 с.
2. Мухаммедьяр. Тухфа-и мардан. Нур-и судур: Поэмы. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1966. – 150 с.
 
При цитировании ссылка на статью обязательна:
Маликов, Р. Ш. Утопический гуманизм казанского поэта-просветителя XVI в. Мухаммедьяра [Электронный ресурс] / Р. Ш. Маликов // Режим доступа: http://conferences.ucoz.ru/news/malikov/2010-09-19-1, свободный.
Категория: Статьи конференции 2010 | Просмотров: 2529 | Добавил: rustam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Янюшкина Галина Михайловна  
0
Уважаемый Рустам Шайдуллович! Спасибо за интересную и познавательную статью

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Сентябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Персональный сайт научного редактора
  • Электронный научный журнал
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024