Суббота, 18.05.2024, 23:01
Международная постоянная научная Интернет-конференция
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Статьи конференции 2010 [3]
Статьи конференции 2011 [1]
Статьи конференции 2012 [0]
Статьи конференции 2013 [1]
Статьи конференции 2014 [0]
Статьи конференции 2015 [0]
Поиск
Главная » 2012 » Февраль » 29 » Талакова Е.А. Феномен Я-концепции в психолого-педагогической науке.
21:41
Талакова Е.А. Феномен Я-концепции в психолого-педагогической науке.


Талакова Екатерина Александровна

старший преподаватель Московского института экономических преобразований

Феномен Я-концепции в психолого-педагогической науке

(19.00.07 – педагогическая психология)

Проблема изучения «Я» человека является одной из центральных в современной психологической науке, о чем, в частности, свидетельствуют многочисленные исследования в области общей, возрастной, специальной, педагогической  и ряде других отраслей психологии.

Следует заметить, что данная проблематика весьма серьезно заявила о себе еще в конце XIX – начале XX вв., прежде всего, в работах У. Джемса, вслед за которым в психологии переживаемое человеком Я стало принятым разделять на Я как субъект (self) и Я как объект (me). Я как субъект (Я сознающее) служит источником активности; именно с ним связано переживание личностью собственной тождественности, целостности субъективного опыта, относящегося к Я. В свою очередь, Я как объект содержит множество разнообразных характеристик, которые личность относит к своим и которые в итоге представляют из себя систему описаний различных аспектов Я в общепринятых той или иной культуре категориях [2].

Понятие «Я» на сегодняшний день является одной из старейших философско-психологических категорий, которая широко используется во всех науках о человеке и обществе. При этом многообразие существующих в психологической науке подходов к проблеме «Я» продиктовано разными теоретико-методологическими и философскими ориентациями ученых, в связи с чем происходит некоторое смешение в терминологии. К тому же нередко понятие «Я» сливается, с одной стороны, понятием «личность», тогда как с другой, - с понятием «самосознание», хотя на самом деле ни в том, ни в другом случае не исчерпывает их содержания [3].

В «Современном словаре по психологии» можно встретить следующее определение «Я»: «Я – это специфическо-индивидуальное выделение субъектом самого себя среди других субъектов из экстеросреды – социума, с ориентацией на свою индивидуально – биологическо-социальную целостность, с учетом временных рамок прошлого, настоящего и будущего».

Анализ отечественных психологических исследований, посвященных проблеме «Я», показывает, что эту категорию можно рассматривать с нескольких позиций, а именно:

·                      природно-генетической - как корень всех психофизиологических, психических процессов, состояний и свойств;

·                      функциональной - как точку отсчета в восприятии, познании, понимании, сознании мира;

·                      функционально-динамической - как механизм обеспечения идентичности при изменении состояний, динамике психических процессов, взаимодействий личности с миром;

·                      активационной - как источник активности, инициации энергии;

·                      интеграционной - как стержень различных уровней психической организации;

·                      системной – как эпицентр личностной системы.

Именно «Я» обеспечивает тождество в изменениях личности, в том числе динамике жизни, единство в разнообразии функциональных явлений, представляет ядро ее саморегуляции и т.п.

Изначально, «Я» возникает как некая самость. При этом, по мнению авторов, «Я» как самость отлична от Я-концепции.

Самость включает уровень бессознательного, который предшествует становлению личности. Первичное «Я» – это механизм саморегуляции, а также источник активности, энергии, вертикаль развития индивида, становления личности, ее включения в культуру, в мир. «Я-самость» как данность и представленность самой личности является первым выражением самого себя.

В свою очередь Я-концепция возникает уже как вторичное образование типологического характера, т.к. осуществляет интеграцию в структуре личности, создавая ее типологию. При этом Я-концепция как функциональное образование максимально индивидуализирована и носит субъективный характер.

Обобщив имеющиеся в современной отечественной психологии данные относительно Я-концепции, можно выделить некоторые подходы к изучению этого феномена. Среди них, в частности, следующие:

- экзистенциальный, предметом исследования в котором является экзистенциальное Я, содержащее ощущение себя субъектом деятельности, способ переживания себя субъектом собственной жизни;

- субъект-объектный, предполагающий наличие отношений к себе, другим, миру в целом, что находит выражение в различных типах осознания связи Я – общество, где с одной стороны, Я выражает субъективную сторону личности, а с другой, - выступает как объект психической реальности;

- смыслодинамический, отражающий процессы смыслообразования, осознания смыслов, которые раскрываются в глубоких личностных переживаниях, в ситуациях перестройки, «ломки» Я-концепции;

- этический, вскрывающий проблему отношения человека к миру в контексте его ответственности перед собой и перед другими.

Как показывает анализ психологических исследований, несмотря на то, что изучению феномена Я-концепции личности на сегодняшний день посвящено достаточно большое количество работ, выполненных в русле весьма разноплановых теорий, приходится констатировать тот факт, что в современной психологической науке до сих пор не существует универсального определения Я-концепции и единства в общепринятой терминологии. Разными авторами данное личностное образование трактуется по-разному, в контексте разной проблематики и в связи с достаточно широким кругом различных понятий, среди которых: «самосознание», «образ Я», «самоотношение», «смысл Я», «идентичность» и др. При этом отдельные авторы употребляют эти понятия как синонимы, тогда как другие пытаются установить их иерархию.

На наш взгляд, принципиально важным аспектом изучения проблемы Я-концепции является выявление связи между самосознанием и Я-концепций.

Следует заметить, что на протяжении достаточно длительного времени в эти понятия вкладывался схожий смысл, только одно из них – «самосознание» обычно использовалось отечественными специалистами, в то время как другое – «Я-концепция», как правило, употреблялось зарубежными авторами.

В современной психологии существует точка зрения, согласно которой понятия «Я-концепция» и «самосознание» принято разводить и вкладывать в них несколько различный смысл, при указании, правда, на их тесную взаимосвязь.

Иными словами, самосознание понимается как процесс, в ходе которого происходит накопление человеком знаний о самом себе и посредством которого, к тому же, становится возможным появление у него определенного самоотношения. Все эти знания и отношения к самому себе интегрируются в динамичном личностном образовании Я-концепции, являющимся итоговым результатом – продуктом процесса самосознания и важным фактором, влияющим на поведение личности [5].

В свою очередь Я-концепцию определяют как относительно устойчивую, более или менее осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и отношение к самому себе. При этом, как отмечает Р.Бернс, Я-концепция является менее нейтральным понятием, нежели самосознание, поскольку включает в себя оценочный компонент [1].

Известно, что своим возникновением термин «Я-концепция» обязан представителям когнитивной психологии, которые рассматривали Я-концепцию как схематизированную самость, где под самостью понимают все то, что индивид считает собой и своим, а под схематизацией процесс осмысления и организации своего опыта посредством схемы – познавательной структуры, организующей и управляющей восприятием индивида. Общее для всего когнитивного направления обращение к идее категоризации и, в частности, к проблеме категории Я привело к возникновению в рамках данного подхода множества разных теорий, в центре которых стояли аспекты рефлексивного Я.

В то же время практически параллельно с интересом к рациональным аспектам Я наметилась тенденция к рассмотрению и его эмоциональных (аффективных) аспектов.

В результате, по оценкам специалистов, на сегодняшний день сложилось мнение, согласно которому большинство исследователей склонны отводить когнитивным и аффективным аспектам Я роль самостоятельных, хотя и тесно связанных друг с другом структурных компонентов.

Наибольшую популярность в современной психологии получил подход Р.Бернса.

Исходя из понимания Я-концепции как совокупности всех представлений личности о себе, сопряженной с их оценкой, в рамках своей теории Р.Бернс выделяет в структуре Я-концепции три основных компонента, а именно:

1)                   описательная составляющая или образ Я - когнитивный компонент, включающий все знания индивида о самом себе, значимость и иерархия которых могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта и просто под влиянием момента (в трактовке У.Джемса Я как объект);

2)                   эмоциональный (аффективный) компонент - эмоционально-ценностное отношение к себе или самооценка, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением (в трактовке У.Джемса Я как субъект);

3)                   поведенческий компонент - потенциальные поведенческие реакции, порождаемые образом Я индивида и его самооценкой [1], которые иногда рассматривают как самопрезентацию личности, направленную на подтверждение когнитивных и аффективных аспектов.

Заметим, что описывая данную структуру Я-концепции, Р.Бернс особо подчеркивает тот факт, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному различению, т.к. в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Кроме того, поскольку образ и оценка своего Я предрасполагают человека к определенному поведению, с точки зрения автора, глобальную Я-концепцию можно рассматривать в виде иерархической системы, как совокупность установок индивида, направленных на самого себя и имеющих различные модальности. Среди этих модальностей в качестве основных Р.Бернс выделяет следующие:

1)                   Я-реальное, т.е. установки, связанные с восприятием личностью своего актуального положения, качеств и возможностей, которыми она обладает на самом деле;

2)                   Я-идеальное, т.е. установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы стать - так называемый идеал самого себя (сразу же оговоримся, что некоторые современные авторы наряду с Я-идеальным выделяют также и еще одну модальность - Я-антиидеальное, под которой понимают представления человека о том, каким бы он не хотел стать [4]);

3)                   Я-зеркальное или социальное – те установки, которые связанны с представлениями человека о том, как и каким его видят другие.

При этом каждая модальность, как подчеркивает Р.Бернс, включает в себя ряд аспектов, среди которых: Я-физическое, Я-интеллектуальное, Я-волевое, Я-эмоциональное и др. Кроме того, содержание Я-концепции включает различного рода воспоминания личности (о своих поступках, переживаниях, событиях со своим участием), а также вещи, принадлежащие индивиду, т.е., по сути, все характеристики, имеющие отношение к Я.

В целом, обобщение имеющихся в современной психологии данных позволило нам выделить ряд характерных признаков и критериев, по которым, как правило, могут различаться индивидуальные Я-концепции и все ее составляющие. Среди них: позитивность / негативность, стабильность / изменчивость, сложность, точность, разнообразие элементов, логическая согласованность различных компонентов и самохарактеристик, их психологическая значимость и др. Кроме того, ссылаясь на имеющиеся данные, Р.Бернс особо подчеркивает мысль о том, что Я-концепция, как и все ее компоненты, независимо от того, лежат ли в их основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носят субъективный характер [1]. И это положение, согласно утверждению ряда современных исследователей [5], позволяет понять необоснованность существования такой характеристики Я-концепции и ее компонентов как адекватность, на которую указывают некоторые авторы, говоря, к примеру, о завышенной, заниженной или адекватной самооценке.

По оценкам многих специалистов, Я-концепция представляет собой центральную личностную структуру, детерминирующую все психические процессы и оказывающую воздействие на всю жизнедеятельность человека. Именно в ней уже начиная с детского возраста отражается качественное своеобразие внутреннего мира личности, и именно она с момента своего зарождения становится существенным фактором личностного развития индивида.

В частности, по мнению Р.Бернса, Я-концепция личности играет троякую роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, служит источником ожиданий человека, т.е. представлений о том, что должно произойти.

Рассмотрим эти функции несколько подробнее.

Итак, во-первых, Я-концепция является средством обеспечения внутренней согласованности личности. Как показывают психологические исследования, для человека очень важно, чтобы его представления о самом себе не противоречили друг другу. Поэтому, если новый опыт самовосприятия согласуется с уже существующими представлениями о себе, он легко входит в Я-концепцию. Если же новые сведения о себе противоречат содержанию Я-концепции, личность старается от них избавиться, игнорирует их. Причем, этот факт оказывается справедливым не только в отношении негативной, но и позитивной информации о самом себе и позволяет, в частности, понять, почему порой бывает невозможно изменить отрицательное мнение личности о себе путем сообщения ей новой противоречащей сложившимся внутренним установкам информации, свидетельствующей о наличии у нее положительных качеств или способностей.

Во-вторых, Я-концепция интерпретирует индивидуальный опыт личности. Так, к примеру, в зависимости от своей Я-концепции люди могут совершенно по-разному воспринимать и осмысливать одно и то же событие: при негативной Я-концепции, как правило, присутствует негативная интерпретация, тогда как положительная Я-концепция способствует позитивной интерпретации, ведет к самоактуализации, вселяет в человека уверенность, дает ему ощущение самоэффективности.

В-третьих, Я-концепция выступает как совокупность ожиданий индивида в отношении самого себя, т.е. определяет представления личности о том, что должно произойти. Иными словами, существующие, исходя из представлений о самом себе, ожидания во многом определяют характер действий и поступков человека. Заметим, что некоторые исследователи именно эту функцию считают центральной [1].

Как убедил нас анализ научных первоисточников, в современной психологии общепринятым считается теоретический постулат о социальной обусловленности процесса становления Я-концепции, которая, как показывают многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов, складывается под воздействием различных внешних социокультурных влияний макро- и микро- уровня; при этом особенно важными признаются контакты со значимыми другими, определяющие специфику представлений личности о самой себе.

Что же касается сопоставления / соотношения модальностей реального и идеального Я, то, судя по имеющимся публикациям, эта проблема вызывает большой интерес как в зарубежной, так и отечественной психологии. При этом наиболее детально проблема Я-реального и Я-идеального расхождения проработана и изучена в русле психоаналитической, когнитивной и гуманитарной психологии. Причем в каждой из них суть и значение этого расхождения понимается по-разному.

Так, в психоаналитических теориях говорится о развитии так называемого сверх Я – высшей инстанции в структуре человеческой психики, выполняющей роль внутреннего цензора. По мнению А.Фрейда и З.Фрейда, сверх Я и Я-идеал – это одно и то же явление, а его формирование – необходимый этап развития личности. При этом излишне сильное расхождение Я и сверх Я становится причиной личностных конфликтов.

Практически аналогичной точки зрения придерживалась в своих работах и К.Хорни, которая связывала расхождение этих модальностей с возникновением негативных и разрушающих личность переживаний, к примеру, чувства ненависти к самой себе. По словам К.Хорни, это негативное чувство есть ни что иное как проявление гнева, который Я-идеальное ощущает по отношению к Я-реальному за то, что оно не такое, каким «должно» быть. Именно в чувстве ненависти к себе автор видела величайшую трагедию человеческой души; в стремлении к абсолюту индивид начинает себя разрушать [6].

В то же время в современном психоанализе особо подчеркивается тот факт, что развитие Я-идеального представляет собой интериоризацию личностью внешних ценностей и идеалов значимых других, прежде всего, родителей.

В свою очередь представители когнитивной психологии, рассматривающие Я-концепцию как схематизированную самость, где под самостью понимают все то, что индивид считает собой и своим, высказывают мнение, что обязательное расхождение Я-реального и Я-идеального сопровождает любое нормальное развитие индивида. Известно, что по мере взросления индивида к нему предъявляется все больше и больше требований, которые постепенно интериоризируются, становятся внутренними, что, как следствие, и приводит к тому, что личность начинает видеть гораздо больше различий между своим Я-реальным и Я-идеальным. Кроме того, по оценкам специалистов этого психологического направления, высокоразвитая личность обязательно подразумевает и высокую степень когнитивной дифференциации, т.е. такая личность склонна отыскивать в своей Я-концепции множество разных тонких нюансов. Соответственно, высокая дифференцированность закономерно приводит к возникновению существенного расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, что не обязательно свидетельствует о личностном неблагополучии. В частности, проведенные представителями этого направления исследования показывают, что люди, имеющие более высокие показатели социальной зрелости, имеют и более значительные коэффициенты расхождения модальностей реального и идеального Я.

В противовес психоаналитическому и когнитивному подходам, в которых расхождение между Я-реальным и Я-идеальным в основном рассматривается как вполне нормальное явление, представители гуманистической психологии подчеркивали его негативный характер. Только конгруэнтность этих модальностей обеспечивает наличие у личности позитивной Я-концепции, усиливающей возможность ее социальной адаптации, тогда как сильное расхождение Я-реального с Я-идеальным становится серьезным препятствием на пути личностного роста.

В целом, резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время большинство исследователей сходятся на том, что большое расхождение между реальным и идеальным Я ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала, в то время как полное сходство (слипание) реального и Я идеального свидетельствует об общей растерянности личности, а в ряде случаев служит показателем наличия у нее ряда психических расстройств.

Считаем важным подчеркнуть, что Я-концепция, как и все ее компоненты, носит субъективный характер, а, следовательно, критерии «объективности - необъективности», «адекватности – неадекватности» к ней применимы быть не могут, тогда как используемые большинством авторов критерии «позитивности - негативности», «богатства и бедности содержания» и некоторые другие, на наш взгляд, являются вполне уместными.

 

1.       Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 424 с.

2.       Джемс У. Психология. М.: Просвещение, 1991. 396 с.

3.       Кон И.С. Социологическая психология. М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.

4.       Кузьмина Т.И. О диагностике Я-концепции лиц с легкой умственной отсталостью // Специальная психология. 2006. №3. С. 37-58.

5.       Семенова Л.Э. Общая психология. Курс лекций. Часть 2. Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. 163 с.

6.       Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М., 1993. 147 с.

 

Категория: Статьи конференции 2010 | Просмотров: 9474 | Добавил: rustam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829
Архив записей
Друзья сайта
  • Персональный сайт научного редактора
  • Электронный научный журнал
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024