Талакова Екатерина Александровна
старший преподаватель Московского
института экономических преобразований
Феномен Я-концепции в
психолого-педагогической науке
(19.00.07 – педагогическая психология)
Проблема изучения «Я» человека является
одной из центральных в современной психологической науке, о чем, в частности,
свидетельствуют многочисленные исследования в области общей, возрастной, специальной,
педагогической и ряде других отраслей
психологии.
Следует заметить, что данная
проблематика весьма серьезно заявила о себе еще в конце XIX – начале XX вв., прежде
всего, в работах У. Джемса, вслед за которым в психологии переживаемое
человеком Я стало принятым разделять на Я как субъект (self)
и Я как объект (me). Я как субъект
(Я сознающее) служит источником активности; именно с ним связано переживание
личностью собственной тождественности, целостности субъективного опыта,
относящегося к Я. В свою очередь, Я как объект содержит множество разнообразных
характеристик, которые личность относит к своим и которые в итоге представляют
из себя систему описаний различных аспектов Я в общепринятых той или иной
культуре категориях [2].
Понятие «Я» на сегодняшний день является
одной из старейших философско-психологических категорий, которая широко
используется во всех науках о человеке и обществе. При этом многообразие
существующих в психологической науке подходов к проблеме «Я» продиктовано
разными теоретико-методологическими и философскими ориентациями ученых, в связи
с чем происходит некоторое смешение в терминологии. К тому же нередко понятие
«Я» сливается, с одной стороны, понятием «личность», тогда как с другой, - с
понятием «самосознание», хотя на самом деле ни в том, ни в другом случае не
исчерпывает их содержания [3].
В «Современном словаре по психологии»
можно встретить следующее определение «Я»: «Я – это специфическо-индивидуальное
выделение субъектом самого себя среди других субъектов из экстеросреды –
социума, с ориентацией на свою индивидуально – биологическо-социальную
целостность, с учетом временных рамок прошлого, настоящего и будущего».
Анализ отечественных психологических
исследований, посвященных проблеме «Я», показывает, что эту категорию можно
рассматривать с нескольких позиций, а именно:
·
природно-генетической
- как корень всех психофизиологических, психических процессов, состояний и
свойств;
·
функциональной
- как точку отсчета в восприятии, познании, понимании, сознании мира;
·
функционально-динамической
- как механизм обеспечения идентичности при изменении состояний, динамике
психических процессов, взаимодействий личности с миром;
·
активационной
- как источник активности, инициации энергии;
·
интеграционной
- как стержень различных уровней психической организации;
·
системной
– как эпицентр личностной системы.
Именно «Я» обеспечивает тождество в
изменениях личности, в том числе динамике жизни, единство в разнообразии
функциональных явлений, представляет ядро ее саморегуляции и т.п.
Изначально, «Я» возникает как некая
самость. При этом, по мнению авторов, «Я» как самость отлична от Я-концепции.
Самость включает уровень бессознательного,
который предшествует становлению личности. Первичное «Я» – это механизм
саморегуляции, а также источник активности, энергии, вертикаль развития
индивида, становления личности, ее включения в культуру, в мир. «Я-самость» как
данность и представленность самой личности является первым выражением самого
себя.
В свою очередь Я-концепция возникает уже
как вторичное образование типологического характера, т.к. осуществляет
интеграцию в структуре личности, создавая ее типологию. При этом Я-концепция
как функциональное образование максимально индивидуализирована и носит
субъективный характер.
Обобщив имеющиеся в современной
отечественной психологии данные относительно Я-концепции, можно выделить некоторые
подходы к изучению этого феномена. Среди них, в частности, следующие:
- экзистенциальный, предметом
исследования в котором является экзистенциальное Я, содержащее ощущение себя
субъектом деятельности, способ переживания себя субъектом собственной жизни;
- субъект-объектный, предполагающий
наличие отношений к себе, другим, миру в целом, что находит выражение в
различных типах осознания связи Я – общество, где с одной стороны, Я выражает
субъективную сторону личности, а с другой, - выступает как объект психической
реальности;
- смыслодинамический, отражающий процессы
смыслообразования, осознания смыслов, которые раскрываются в глубоких
личностных переживаниях, в ситуациях перестройки, «ломки» Я-концепции;
- этический, вскрывающий проблему
отношения человека к миру в контексте его ответственности перед собой и перед другими.
Как показывает анализ психологических
исследований, несмотря на то, что изучению феномена Я-концепции личности на
сегодняшний день посвящено достаточно большое количество работ, выполненных в
русле весьма разноплановых теорий, приходится констатировать тот факт, что в
современной психологической науке до сих пор не существует универсального
определения Я-концепции и единства в общепринятой терминологии. Разными
авторами данное личностное образование трактуется по-разному, в контексте
разной проблематики и в связи с достаточно широким кругом различных понятий,
среди которых: «самосознание», «образ Я», «самоотношение», «смысл Я»,
«идентичность» и др. При этом отдельные авторы употребляют эти понятия как
синонимы, тогда как другие пытаются установить их иерархию.
На наш взгляд, принципиально важным
аспектом изучения проблемы Я-концепции является выявление связи между
самосознанием и Я-концепций.
Следует заметить, что на протяжении
достаточно длительного времени в эти понятия вкладывался схожий смысл, только
одно из них – «самосознание» обычно использовалось отечественными
специалистами, в то время как другое – «Я-концепция», как правило,
употреблялось зарубежными авторами.
В современной психологии существует точка
зрения, согласно которой понятия «Я-концепция» и «самосознание» принято
разводить и вкладывать в них несколько различный смысл, при указании, правда,
на их тесную взаимосвязь.
Иными словами, самосознание понимается как процесс, в ходе которого
происходит накопление человеком знаний о самом себе и посредством которого, к
тому же, становится возможным появление у него определенного самоотношения.
Все эти знания и отношения к самому
себе интегрируются в динамичном личностном образовании Я-концепции, являющимся итоговым результатом – продуктом процесса самосознания
и важным фактором, влияющим на поведение личности [5].
В свою очередь Я-концепцию
определяют как относительно
устойчивую, более или менее осознанную, переживаемую как неповторимую систему
представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое
взаимодействие с другими людьми и отношение к самому себе. При этом, как
отмечает Р.Бернс, Я-концепция является менее нейтральным понятием, нежели
самосознание, поскольку включает в себя оценочный компонент [1].
Известно, что своим
возникновением термин «Я-концепция» обязан представителям когнитивной
психологии, которые рассматривали Я-концепцию как схематизированную самость, где под самостью
понимают все то, что индивид считает собой и своим, а под схематизацией
процесс осмысления и организации своего опыта посредством схемы –
познавательной структуры, организующей и управляющей восприятием индивида.
Общее для всего когнитивного направления обращение к идее категоризации и, в
частности, к проблеме категории Я привело к возникновению в рамках данного
подхода множества разных теорий, в центре которых стояли аспекты рефлексивного
Я.
В то же время практически
параллельно с интересом к рациональным аспектам Я наметилась тенденция к
рассмотрению и его эмоциональных (аффективных) аспектов.
В результате, по оценкам
специалистов, на сегодняшний день сложилось мнение, согласно которому
большинство исследователей склонны отводить когнитивным и аффективным аспектам
Я роль самостоятельных, хотя и тесно связанных друг с другом структурных
компонентов.
Наибольшую популярность в
современной психологии получил подход Р.Бернса.
Исходя из понимания Я-концепции как совокупности всех
представлений личности о себе, сопряженной с их оценкой, в рамках своей теории
Р.Бернс выделяет в структуре Я-концепции три основных компонента, а именно:
1)
описательная составляющая
или образ Я - когнитивный компонент, включающий все знания индивида о самом
себе, значимость
и иерархия которых могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта
и просто под влиянием момента (в трактовке У.Джемса Я как объект);
2)
эмоциональный
(аффективный) компонент - эмоционально-ценностное отношение к себе или
самооценка, которая
может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я
могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или
осуждением (в трактовке У.Джемса Я как субъект);
3)
поведенческий компонент -
потенциальные поведенческие реакции, порождаемые образом Я индивида и его
самооценкой [1], которые иногда рассматривают как самопрезентацию личности,
направленную на подтверждение когнитивных и аффективных аспектов.
Заметим, что описывая данную структуру Я-концепции,
Р.Бернс особо подчеркивает тот факт, что образ
Я и самооценка поддаются лишь условному различению, т.к. в психологическом плане
они неразрывно взаимосвязаны. Кроме того, поскольку образ и оценка
своего Я предрасполагают человека к определенному поведению, с точки зрения
автора, глобальную Я-концепцию можно рассматривать в виде иерархической
системы, как совокупность установок индивида, направленных на самого себя и
имеющих различные модальности. Среди этих модальностей в качестве основных
Р.Бернс выделяет следующие:
1)
Я-реальное, т.е.
установки, связанные с восприятием личностью своего актуального положения,
качеств и возможностей, которыми она обладает на самом деле;
2)
Я-идеальное, т.е.
установки, связанные с представлениями о том, каким человек хотел бы стать -
так называемый идеал самого себя (сразу же оговоримся, что некоторые
современные авторы наряду с Я-идеальным выделяют также и еще одну модальность -
Я-антиидеальное, под которой понимают представления человека о том, каким бы он
не хотел стать [4]);
3)
Я-зеркальное или социальное – те установки,
которые связанны с представлениями человека о том, как и каким его видят
другие.
При этом каждая модальность, как
подчеркивает Р.Бернс, включает в себя ряд аспектов, среди которых:
Я-физическое, Я-интеллектуальное, Я-волевое, Я-эмоциональное и др. Кроме того,
содержание Я-концепции включает различного рода воспоминания личности (о своих
поступках, переживаниях, событиях со своим участием), а также вещи,
принадлежащие индивиду, т.е., по сути, все характеристики, имеющие отношение к
Я.
В целом, обобщение имеющихся в
современной психологии данных позволило нам выделить ряд характерных признаков
и критериев, по которым, как правило, могут различаться индивидуальные
Я-концепции и все ее составляющие. Среди них: позитивность / негативность, стабильность
/ изменчивость, сложность, точность, разнообразие элементов, логическая
согласованность различных компонентов и самохарактеристик, их психологическая
значимость и др. Кроме того, ссылаясь на имеющиеся данные, Р.Бернс особо
подчеркивает мысль о том, что Я-концепция,
как и все ее компоненты, независимо от того, лежат ли в их основе собственные
суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей,
индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носят субъективный
характер [1]. И это положение,
согласно утверждению ряда современных исследователей [5], позволяет понять необоснованность существования такой
характеристики Я-концепции и ее компонентов как адекватность, на которую
указывают некоторые авторы, говоря, к примеру, о завышенной, заниженной или
адекватной самооценке.
По оценкам
многих специалистов, Я-концепция представляет собой центральную личностную
структуру, детерминирующую все психические процессы и оказывающую воздействие
на всю жизнедеятельность человека. Именно в ней уже начиная с детского возраста
отражается качественное своеобразие внутреннего мира личности, и именно она с момента своего зарождения становится
существенным фактором личностного развития индивида.
В частности, по мнению Р.Бернса, Я-концепция личности играет троякую
роль: способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет
характер индивидуальной интерпретации опыта, служит источником ожиданий
человека, т.е. представлений о том, что должно произойти.
Рассмотрим эти функции несколько подробнее.
Итак, во-первых, Я-концепция
является средством обеспечения внутренней согласованности личности. Как
показывают психологические исследования, для человека очень важно, чтобы его
представления о самом себе не противоречили друг другу. Поэтому, если новый
опыт самовосприятия согласуется с уже существующими представлениями о себе, он
легко входит в Я-концепцию. Если же новые сведения о себе противоречат
содержанию Я-концепции, личность старается от них избавиться, игнорирует их.
Причем, этот факт оказывается справедливым не только в отношении негативной, но
и позитивной информации о самом себе и позволяет, в частности, понять, почему
порой бывает невозможно изменить отрицательное мнение личности о себе путем
сообщения ей новой противоречащей сложившимся внутренним установкам информации,
свидетельствующей о наличии у нее положительных качеств или способностей.
Во-вторых, Я-концепция
интерпретирует индивидуальный опыт личности. Так, к примеру, в зависимости от
своей Я-концепции люди могут совершенно по-разному воспринимать и осмысливать
одно и то же событие: при негативной Я-концепции, как правило, присутствует
негативная интерпретация, тогда как положительная Я-концепция способствует
позитивной интерпретации, ведет к самоактуализации, вселяет в человека
уверенность, дает ему ощущение самоэффективности.
В-третьих, Я-концепция
выступает как совокупность ожиданий индивида в отношении самого себя, т.е.
определяет представления личности о том, что должно произойти. Иными словами,
существующие, исходя из представлений о самом себе, ожидания во многом
определяют характер действий и поступков человека. Заметим, что некоторые
исследователи именно эту функцию считают центральной [1].
Как убедил нас анализ научных
первоисточников, в современной психологии общепринятым считается теоретический
постулат о социальной обусловленности процесса становления Я-концепции,
которая, как показывают многочисленные исследования зарубежных и отечественных
авторов, складывается под воздействием различных внешних социокультурных
влияний макро- и микро- уровня; при этом особенно важными признаются контакты
со значимыми другими, определяющие специфику представлений личности о самой
себе.
Что же касается сопоставления / соотношения
модальностей реального и идеального Я, то, судя по имеющимся публикациям, эта
проблема вызывает большой интерес как в зарубежной, так и отечественной
психологии. При этом наиболее детально проблема Я-реального и Я-идеального
расхождения проработана и изучена в русле психоаналитической, когнитивной и
гуманитарной психологии. Причем в каждой из них суть и значение этого
расхождения понимается по-разному.
Так, в
психоаналитических теориях говорится о развитии так называемого сверх Я –
высшей инстанции в структуре человеческой психики, выполняющей роль внутреннего
цензора. По мнению А.Фрейда и З.Фрейда, сверх Я и Я-идеал – это одно и то же
явление, а его формирование – необходимый этап развития личности. При этом
излишне сильное расхождение Я и сверх Я становится причиной личностных
конфликтов.
Практически аналогичной
точки зрения придерживалась в своих работах и К.Хорни, которая связывала
расхождение этих модальностей с возникновением негативных и разрушающих
личность переживаний, к примеру, чувства ненависти к самой себе. По словам
К.Хорни, это негативное чувство есть ни что иное как проявление гнева, который
Я-идеальное ощущает по отношению к Я-реальному за то, что оно не такое, каким
«должно» быть. Именно в чувстве ненависти к себе автор видела величайшую
трагедию человеческой души; в стремлении к абсолюту индивид начинает себя
разрушать [6].
В то же время в
современном психоанализе особо подчеркивается тот факт, что развитие
Я-идеального представляет собой интериоризацию личностью внешних ценностей и
идеалов значимых других, прежде всего, родителей.
В свою очередь
представители когнитивной психологии, рассматривающие Я-концепцию как схематизированную
самость, где под самостью понимают все то, что индивид считает собой и своим,
высказывают мнение, что обязательное расхождение Я-реального и Я-идеального
сопровождает любое нормальное развитие индивида. Известно, что по мере
взросления индивида к нему предъявляется все больше и больше требований,
которые постепенно интериоризируются, становятся внутренними, что, как
следствие, и приводит к тому, что личность начинает видеть гораздо больше
различий между своим Я-реальным и Я-идеальным. Кроме того, по оценкам
специалистов этого психологического направления, высокоразвитая личность
обязательно подразумевает и высокую степень когнитивной дифференциации, т.е.
такая личность склонна отыскивать в своей Я-концепции множество разных тонких
нюансов. Соответственно, высокая дифференцированность закономерно приводит к
возникновению существенного расхождения между Я-реальным и Я-идеальным, что не
обязательно свидетельствует о личностном неблагополучии. В частности,
проведенные представителями этого направления исследования показывают, что
люди, имеющие более высокие показатели социальной зрелости, имеют и более
значительные коэффициенты расхождения модальностей реального и идеального Я.
В противовес
психоаналитическому и когнитивному подходам, в которых расхождение между
Я-реальным и Я-идеальным в основном рассматривается как вполне нормальное
явление, представители гуманистической психологии подчеркивали его негативный
характер. Только конгруэнтность этих модальностей обеспечивает наличие у
личности позитивной Я-концепции, усиливающей возможность ее социальной
адаптации, тогда как сильное расхождение Я-реального с Я-идеальным становится
серьезным препятствием на пути личностного роста.
В целом,
резюмируя вышесказанное, отметим, что в настоящее время большинство
исследователей сходятся на том, что большое
расхождение между реальным и идеальным Я ведет к депрессии, обусловленной
недостижимостью идеала, в то время как полное сходство (слипание) реального и Я
идеального свидетельствует об общей растерянности личности, а в ряде случаев служит показателем наличия у
нее ряда психических расстройств.
Считаем важным подчеркнуть, что
Я-концепция, как и все ее компоненты, носит субъективный характер, а,
следовательно, критерии «объективности - необъективности», «адекватности –
неадекватности» к ней применимы быть не могут, тогда как используемые
большинством авторов критерии «позитивности - негативности», «богатства и
бедности содержания» и некоторые другие, на наш взгляд, являются вполне
уместными.
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:
Прогресс, 1986. 424 с.
2. Джемс У. Психология. М.: Просвещение, 1991. 396 с.
3. Кон И.С. Социологическая психология. М: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. 560 с.
4. Кузьмина Т.И. О диагностике Я-концепции лиц с легкой
умственной отсталостью // Специальная психология. 2006. №3. С. 37-58.
5. Семенова Л.Э. Общая
психология. Курс лекций. Часть 2. Н.Новгород: НФ МГЭИ, 2003. 163 с.
6. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.
Самоанализ. М., 1993. 147 с.
|